Новости Ислама
Версия для печати

Вернуть Старо-татарской слободе ее прежнюю роль


  06.11.2012  

На днях Президент Татарстана Рустам Минниханов совершил очередную экскурсию по исторической части Казани. На этот раз он решил посетить Старо-татарскую слободу.Наконец-то руководитель Республики увидел положение дел своими глазами. Сказать, что

На днях Президент Татарстана Рустам Минниханов совершил очередную экскурсию по исторической части Казани. На этот раз он решил посетить Старо-татарскую слободу.

Наконец-то руководитель Республики увидел положение дел своими глазами. Сказать, что район находится в отвратительном состоянии это ничего не сказать! Дорог практически нет, дома стоят в полуразрушенном состоянии, как будто после бомбежки, везде кучи мусора, грязь, в будни дикие пробки. А в этой части города, между прочим, самая большая концентрация мечетей. Притом исторических мечетей, которые видели на своем веку многое.

Смешно сказать, в столице Татарстана именно Старо-татарская слобода, которая была центром татарского мира Казани, находится в самом заброшенном состоянии. Разрушение слободы началось еще в советские годы, когда через всю слободу прорубили улицу Татарстан и построили кучу страшных хрущевок и высоток, снесли во время пожарных учений (!) Казаковскую мечеть, посшибали почти со всех мечетей минареты и перестроили эти мечети в склады и т.д.

Можно было надеется, что суверенная эпоха придаст Старо-татарской слободе новый толчок к жизни, однако, все случилось ровно наоборот. За почти 20 лет этот район превратился фактически в отстойник центра города, дома беспощадно продолжают разрушать, поджигать, на их месте появляются новые уродливые постройки, а история с разрушением здания номеров гостиницы «Булгар» это вообще современная форма вандализма.

Не стоит забывать, что приезжая на железнодорожный вокзал гости города зачастую видят развалины, грязь и мусор Старо-татарской части центра. Именно такие впечатления о Казани становятся самыми первыми (по прибытию) и самыми последними (когда покидают Казань). А такое ведь не забывается. Удар по имиджу города колоссальный! Не говоря о том, что многим гостям Казани хочется почувствовать в столице Татарстана именно татарский колорит. Но вести их в Старо-татарскую слободу просто стыдно...

Конечно, накануне Универсиады власти спохватились — а что показывать гостям столицы, которые приедут в Казань со всего мира? Пирамиду? Здание пенсионного фонда? Торговый центр «Кольцо»?..

В чем же дух Казани? В чем его особенность? Уникальность? Неповторимый стиль, который отличает его от остальных крупных городов Поволжья и всей России?

Казань претендует на звание третьей столицы? Точнее ее почти официально такой признали. А что принципиально столичного в нашем городе? Чем центр города отличается от периферии. Среди множества отличий можно назвать то, что центр задает некоторый тренд, вырабатывает некоторые стандарты, задает моду, выдает какие-то оригинальные культурные продукты. Судьба же периферии потреблять эти продукты, подрожать центру, постоянно ориентироваться на него. Является ли Казань таким городом? Скорее нет, чем да.

Большой город, мегаполис это не просто совокупность каких-то количественных показателей. Мегаполис это пестрота, лоскутность его городских пространств и стилей жизни. Самый, возможно, яркий лоскут столицы Татарстана — это Старо-татарская слобода…

Помимо разрушения архитектурной среды, этот район стал терять характерный для него особый дух — стала меняться социо-культурная среда. Это произошло, в первую очередь в советские годы. Последние 20 лет этот процесс продолжился, однако благодаря исламскому возрождению он приобрел несколько иные черты.

Несмотря на большие архитектурные потери, Старо-татарская слобода взяла на себя новую функцию — с начала 90-х годов она стала центром развития мусульманской инфраструктуры Казани. Почему именно с этой территории фактически это началось?

Ответ, на самом деле очевиден: точками роста стали мечети, которые располагаются в этом районе. Плотность их в данной части города достаточно велика. В дореволюционное время их строили на таком расстоянии друг от друга, которое позволяло муэдзинам во время азана охватить всю территорию слободы. Это привело к тому, что, когда в 90-е года прошлого столетия мечети стали вновь вводиться в эксплуатацию, именно на территории Старо-татарской слободы их концентрация оказалось наиболее значительной.

При мечетях стали открывать халяльные кафе, магазины исламской литературы и атрибутики, ателье по пошиву мусульманской одежды. Именно здесь сейчас находятся три мусульманских учебных заведения: медресе «Мухаммадия», Казанский исламский колледж и, в располагающейся совсем рядом Ново-татарской слободе, медресе «1000-летия принятия Ислама». Даже те торговые места, которые раньше не ориентировались на мусульманских покупателей стали менять свою политику. Например, рядом с мечетью Нурулла находится торговый центр «5 звезд», в котором раньше торговали исключительно одеждой, книгами, аудио-, видео- и бытовой техникой, теперь же половина торговых точек там занимается реализацией мусульманской продукции (литература, атрибутика, одежда).

Во многом через дальнейшее развитие мусульманской инфраструктуры района можно сохранить и воспроизводить дальше тот неповторимый восточный колорит, который был всегда характерен для этой части города. Расположенные в Слободе каркасные дома не нарушают гармонию, а наоборот, подчеркивают своеобразный стиль.

Стоит отметить, что именно это может еще больше привлечь в Казань туристов. Ведь, что на самом деле интересует путешественников, которые приезжают в незнакомое для себя место? Они хотят почувствовать реальную жизнь города, ощутить его неповторимый стиль. Демонстрации архитектурных достопримечательностей недостаточно для того, чтобы вызвать у них желание посетить столицу Татарстана еще раз, они должны увидеть реальную жизнь, которая отличает Казань от других городов России. Многочленные мусульманские магазины, чайханы, женщины в платках и мужчины в тюбетейках, мечети, национальная жизнь, которая здесь кипит — вот тот антураж, та изюминка, которой не могут похвастаться другие крупные города России.

С другой стороны Старо-татарская слобода может стать той плодородной для мусульманского населения республики почвой, на которой религиозная и национальная жизнь расцветет новыми красками. На мой взгляд, рано стали хоронить Старо-татарскую слободу.

Однако без решения очевидных проблем дело с мертвой точки, конечно же, не сдвинется. Пока на территории слободы не исчезнут свалки мусора, пока там не будут приведены в порядок дороги и пока не будут восстановлены и отреставрированы памятники нашей истории, мы не сможем превратить район в привлекательный центр.

Возможно, проблему большого количества мусора и диких пробок может решить закрытие находящегося там Центрального рынка, как колхозного, так и вещевого. Хотя правильнее было бы не закрыть рынок, а перенести его в более приспособленное место. Поскольку для значительной части населения рынок является наиболее доступным способом приобрести необходимые продукты и одежду.

Для решения проблемы Старо-татарской слободы, сохранения того наследия, которое там еще осталось и возвращения в него прежнего духа необходимо сделать его особой территорией города. Конечно, еще в 1992 году слобода получила статус архитектурно-исторической заповедной территории, однако спасло ли ее от дальнейшего разрушения? Как мы видим, нет. В решении вопроса сохранения облика, как всего исторического центра Казани, так и Старо-татарской слободы в частности, необходима политическая воля руководства города и Республики. Только решительные, если не сказать жесткие, меры могут помочь остановить разрушение старой Казани. У нас еще остальной исторический шанс спасти хоть, что-то и мы им должны воспользоваться.






Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...