Новости Ислама
Версия для печати

Фетва против войны


  05.12.2012    |   Info-Islam

Ситуация в Дагестане настолько накалена, что совсем недавно туда были направлены группировки войск вооруженных сил из других регионов. Нам постоянно сообщают о спецоперациях, которые проводятся силовиками. На этом фоне изданная Фетва против войны и
Ситуация в Дагестане настолько накалена, что совсем недавно туда были направлены группировки войск вооруженных сил из других регионов. Нам постоянно сообщают о спецоперациях, которые проводятся силовиками.

На этом фоне изданная Фетва против войны и разъясняющая такие понятия как «дар уль-харб», то есть «территория войны» и «дар ас-сильм валь-ислам», то есть «территория мира и земля ислама», выглядят как нельзя кстати. Представители Всемирного Союза мусульманских ученых, вынося решение по этому вопросу все, как один отмечали – в Дагестане мусульман никто не притесняет и для них созданы все условия, действуют мечети, духовные учебные заведения, верующие свободно выезжают на хадж. Поэтому ни в коем случае нельзя Республику рассматривать как «землю войны».

Ранее дагестанские радикалы, следуя голосу ряда зарубежных салафитских идеологов, требовали, чтобы Республику рассматривали как «землю войны» или «дар уль харб». Это местность, где гонения на ислам вынуждают мусульман защищать религию с оружием в руках.

В ходе своих выступлений, арабские богословы отметили, что радикалы своими действиями дискредитируют ислам как религию и отвращают от нее массы людей. И это действительно так. Кто будет принимать религию, если она жестко подходит ко всем вопросам жизнедеятельности человека и ассоциируется с террором?

Для Дагестана сегодня важно сломить тенденции воинствующей идеологии и издание этой фетвы должно поспособствовать этому. Для этого специально были приглашены различные ученые, даже из Катара, а мероприятие проходило под патронажем профессора, председателя Всемирного Союза мусульманских ученых Али Мухиддина аль-Карадаги. Но проблема воинствующего ислама не ограничивается только Дагестаном. Короли Ближнего Востока и стран Персидского залива должны были давно собрать всех мусульманских ученых за один стол и чтобы они выносили так необходимую фетву для сегодняшних мусульман. Чтобы все ученые ислама, как один разъяснили бы всему миру пагубность воинствующей идеологии. Собрать всех ученых за одним столом, при информационной открытости сегодня не составит труда ни для одной страны. Вопрос только в том, почему этого не происходит до сих пор? Ведь, по сути, от террора мучаются все мусульманские страны. Попытка же Дагестана решить это проблему на своем, локальном уровне, должно явиться примером для всего мусульманского мира.

Фетва о применимости термина дар ас-сильм ва ль-ислам («территория мира и Ислама») к Дагестану и подобным ему областям является неотъемлемой частью Дагестанского акта по вопросам джихада, понятия «дар аль-харб» (территории войны) и убийства имамов в Дагестане, принятой 17 ноября 2012 года, в г. Махачкала на Всероссийской богословской конференции «Дагестан – территория мира».

Дагестанский акт по вопросам джихада, понятия «дар аль-харб» (территории войны) и убийства имамов в Дагестане.

Настоящий акт представляет собой научно обоснованный документ, составленный и утвержденный при участии Генерального секретаря Всемирного союза мусульманских ученых, некоторых членов ВСМУ, а также большой группы мусульманских улемов и религиозных деятелей Дагестана.

Он касается ряда проблем исламской мысли в Российской Федерации в целом и в Республике Дагестан в частности, в которой возникли некоторые проблемы и имели место случаи убийства имамов и хатыбов мечетей.

Этот документ является продолжением Московской богословской декларации, которая была принята многочисленной группой ученых уммы, известных своими фундаментальными знаниями и беспристрастным служением истинному Исламу, и которая была утверждена ВСМУ. Мы надеемся, что исламская молодежь примет его, серъезно и эффективно отнесется к нему, ибо он представляет собой истинное практическое воплощение идей умеренности и серединности - «аль-васатыйя».

Подчеркивая все то, что содержится в Московской богословской декларации по вопросам джихада, применения шариатских норм и халифата, настоящий документ дополнительно включает в себя некоторые нижеуказанные положения, касающиеся Дагестана:

1- внесение раскола и смуты среди мусульман является, согласно единогласному мнению мусульман (Иджмаа), одним из тягчайших грехов перед Всевышним Аллахом. Об опасности этого свидетельствуют сотни аятов Корана и почтенных хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в частности следующие слова Всевышнего: «ведь соблазн – хуже, чем убиение!» (сура "Аль-Бакара" «Корова», аят 191), а также аят: «ведь соблазн – больше, чем убиение!» (сура "Аль-Бакара" «Корова», аят 217),а также слова Всевышнего о единстве и великом наказании для тех, кто становится причиной соблазна: «Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, – может быть, вы пойдете прямым путем!» (сура Аль Имран «Семейство Имрана», аяты 103-105).

Поэтому настоящий документ призывает оппозиционно настроенных братьев или взявших за оружие братьев к единению и примирению, возвращению в лоно уммы и занятиям вопросами призыва к Исламу и воспитания.

2- убийство мусульман со стороны «ахл аль-кибла» (т.е. направляющих свои лица во время молитвы в сторону Каабы) является, согласно единогласному мнению мусульман, одним из тягчайших грехов. Это заключение основано на однозначных текстах Корана и Сунны, из числа которых слова Всевышнего: «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему – геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание!» (сура Ан-Ниса «Женщины», аят 93).
Посмотрите, как Всевышний последовательно перечисляет (в данном аяте) пять великих наказаний для убийцы, который умышленно убил верующего:
1) наказание адом;
2) вечное пребывание в нем;
3) гнев Аллаха на нем;
4) проклятие Всевышнего;
5) уготованность великих мучений для убийцы.

Аль-Бухари в своем достоверном сборнике, а также Ахмад с их иснадами, приводят, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий будет пребывать на просторах своей религии, пока не прольет запретную кровь». Также в хадисе, который имамы считают достоверным, приводится, что шайтан будет наущать своего воина убить человека до тех пор, пока он это не сделает, нашептывая ему: «Ты, ты достоин короны» и оденет её на убийцу. Хадис привёл Ибн Хиббан в своём достоверном сборнике, а также Аль-Хаким, который посчитал его достоверным и с ним согласился Аль-Захаби.

3- объявление военного джихада не является правом одного человека, одной группы или общины, - это право всей уммы. Он объявляется всей уммой, согласно единогласному мнению мусульман, только в случае самозащиты или для изгнания захватчиков-оккупантов как в Палестине. Прочитав все аяты суры «Ат-Тавба», касающиеся джихада и военного сражения, мы обнаружим, что все они подчёркивают, что военные действия направляются только против агрессоров и врагов, готовящих засаду, и что джихад и военные действия объявляются в целях защиты, а не в целях нападения.

На основе вышеизложенного, мы утверждаем следующее: акты убийства, злодейства и взрывы, которые происходят в некоторых странах, запрещены шариатом, неприемлемы для здравого смысла и не соответствуют нормам и принципам Ислама. Кроме того, они дискредитируют Ислам, дают повод нашим недругам критиковать Ислам и называть его «религией терроризма и жестокости», что препятствует его распространению.

Таким образом, все эти запрещённые акты становятся серьёзной преградой для распространения Ислама и настраивают немусульман против него. Называть джихадом все эти взрывы, которые направлены против мирных людей, будь то мусульмане или немусульмане, является большой несправедливостью и серьёзным искажением этого прекрасного исламского термина, который подразумевает «приложение усилий для «да‘вата», т.е. призыва к Исламу, исправления людей и защиты Ислама всеми способами. В то время как вышеперечисленные акты относятся к запретному насилию, недозволенному терроризму, несправедливому нападению и очевидному глумлению над правом на жизнь невинно убиенных детей, стариков и женщин.

Разъясняя запрет на преступление против человеческой души без права на это, Всевышний сказал: «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех» (сура Аль-Маида «Трапеза», аят 32).
Всевышний говорит также: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (сура сура Ан-Ниса «Женщины», аят 93).

Почтенный Посланник, мир ему и благословение Аллаха, в достоверном и согласованном хадисе говорит: «Воистину ваша кровь, ваше имущество и ваша честь запретны друг для друга, как запретен этот ваш день, в этом вашем городе, в этом вашем месяце» (Сахих аль-Бухари, хадис №8318; Муслим, хадис №1679). Очевидно и известно, что исламский шариат соблюдает и защищает права людей и нельзя их попирать. Даже благие поступки, включая джихад и гибель шахидом на пути Аллаха, никогда не станут очищением греха ущемления права людей.

В достоверном хадисе приводится, что Абу Катада спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Как ты думаешь, если я погибну на пути Аллаха, очищусь ли я от прегрешений?». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Да, если ты терпелив, надеешься на вознаграждение Аллаха и не отступаешь, если только нет на тебе долга, воистину Джибриль сказал мне об этом» (Муслим, хадис №2581).
4- обвинение в неверии и безнравственном поведении.

Всевышний Аллах послал Своего Посланника, мир ему и благословение Аллаха, ко всем людям с наставлением, милостью и исцелением, и сделал его умму лучшей уммой, которая появилась во благо людей. И Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, было велено призывать людей к вере с мудростью, красивой проповедью и наилучшим спором. Ему также было велено наставлять их и служить им, устанавливать справедливость между ними и защищаться наилучшим образом.

Обвинять в неверии кого-либо из мусульман не есть путь «людей Сунны и согласия» и праведных предков из числа учёных и богобоязненных факихов. Это – путь хариджитов, которые объявили неверными мусульман, совершивших тяжкие грехи. Это было их ответом в споре с мурджиитами, которые утверждали, что мусульманин, совершивший грех, будь то тяжкий или малый, не становится неверным, если он продолжает веровать. – Оба эти пути ошибочны и противоречат шариатским текстам Корана и Сунны.

Правильным же является срединный путь, который избрали «ахл аль-Сунна ва аль-Джама‘а» (люди Сунны и согласия), опираясь на совокупность всех достоверных текстов: верующий, совершивший тяжкий грех, кроме греха многобожия, не является неверным, а считается грешником, заслуживающим наказания, и судить его будет Всевышный, который сказал: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому Он пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот заблудился далеким заблуждением» (сура сура Ан-Ниса «Женщины», аят 116).

Имам Аш-Шавкани в своей книге «Аль-Сайль аль-Джаррар ‘аля Хадаик аль-Азхар» (1/981), упоминая об опасности такфира (обвинения в неверии), имевшего место в его эпоху, писал: «Итак, льются слезы, оплакиваются ислам и мусульмане после того, как религиозная нетерпимость овладела умами большинства мусульман, которые вовлеклись во взаимное обвинение в куфре (в неверии) не вследствие требований Сунны, Корана, установлений Аллаха и доказательств, а из-за разнузданной религиозной нетерпимости, в результате чего сатана проклятый смог разобщить мусульман и заставил их принуждать обвинять друг друга в неверии, что напоминает попадание в воздух мельчайших частиц пыли, производящих мираж. Мусульманам стала угрожать беда. Поистине, величайшая беда нависла над религией. Такой угрозы на пути верующих еще не было!».

Шейх аль-Ислам Ибн Таймия в сборнике своих фетв (12/466) говорит: «Ни у кого нет права обвинять кого-либо из мусульман в неверии, даже если тот ошибается или не прав, пока против него не будет чёткий аргумент, и пока ему не разъяснят путь. Кто доказал свой ислам, то никакие сомнения не могут лишить его этого статуса. Только приведение чёткого аргумента и удаление сомнений смогут сделать это».

Многие Академии фикха и Комиссии крупных учёных в разных странах мира публиковали решения о недопустимости обвинения в неверии кого-либо из «ахл аль-Кибла» (кого-либо из мусульман), даже если он является грешником.
5- термин «дар-уль-харб» - территория войны и «дар-уль-ислам» - территория Ислама.

Согласно фикху известно, что термины «дар-уль-харб» и «дар-уль-ислам» - термины юридически-правовые. Они не упоминаются в Коране и Сунне. Многие прежние вывели третий термин и назвали его «дар-уль-‘ахд» (территорией соглашений и договоров), под которым, согласно современной терминологии, понимаются государства, которые поддерживают дипломатические отношения с исламскими странами.

Известно из фикха и других аргументов, что Ислам соблюдает государственные договора и соглашения, и требует этого от каждого мусульманина, в соответствии с тем, как сказано в хадисе, где Пророк, мир ему и благословение Аллаха, характеризуя мусульман, говорил: «Старается соблюдать договор самый низкий из них». Также Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» (сураАль-Маида «Трапеза», аят 1).

Факихи единогласны в том, что регион или государство, в котором проживают мусульмане и в котором исполняются исламские обряды и положения, и жители которого пользуются религиозной свободой, не считается «Дар-уль-харб» - территорией войны, а считается «Дар-ислам ва салам» - территорией Ислама и мира, даже если этот регион или государство управляется немусульманским государством. И в прежние времена, наши крупные факихи издавали фетвы о том, что исламские государства, попавшие под татаро-монголское господство, но соблюдавшие Ислам, являются территориями Ислама.

Исходя из вышеизложенного и других весомых аргументов, подписавшие этот документ считают, что Республика Дагестан и ей подобные республики, где мусульмане живут и пользуются религиозной свободой и совершают религиозные обряды, не являются «Дар-уль-харб» и «Дар-уль-‘ахд». Они являются территориями Ислама и мира. Таким образом, в них недопустимо объявлять войну против мусульман. В них также нет никакаго шариатского основания для этого.

Рекомендации.


Мы рекомендуем следующее:

1. Укреплять роль исламских учёных и факихов, проповедников, общих и специализированных научных комитетов для повышения исламского сознания в борьбе против терроризма и решении его причин.

2. Призвать все средства массовой информации к точности в своих репортажах и публикациях, особенно в сообщениях, касающихся терроризма, избегая увязки терроризма с Исламом, поскольку террористические акты совершали и совершаются представителями и других религий и культур.

3. Призвать научные, образовательные и информационные организации показывать подлинный облик Ислама, заключающийся в его призыве к терпимости, к любви, к доброму общению с другими и сотрудничеству в благих делах.

4. Призвать все министерства по религиозным делам и духовные управления и впредь уделять пристальное внимание этой тематике путем организации и проведения специализированных симпозиумов, содержательных лекций и тематических научных встреч с целью разъяснения шариатских норм, касающихся запрета, подавления и ликвидации терроризма, а также с целью ускорения создания глобальной шариатской площадки, на которой рассматривались бы все аспекты данного вопроса, правила и условия джихада, причины ниспослания шариатских норм и условия их применения в зависимости от приоритетов и баланса.

5. Призвать западные государства к пересмотру своих образовательных программ в части имеющихся в них оскорбляющих исламскую религию взглядов, к запрету оскорбительных для Ислама материалов, которые публикуются в многочисленных СМИ, укрепляя тем самым принципы мирного сосуществования и диалога и не допуская распространения культуры вражды и ненависти.

6. Призвать Правительство Российской Федерации приложить больше усилий и оказать материальную и моральную поддержку для достижения гармонии и позитивной интеграции мусульманского меньшинства с остальными составными частями российского народа, чтобы Россия стала образцом для подражания в мирном сосуществовании и конструктивном сотрудничестве.

7. Призвать республики, в которых мусульмане представляют большинство, особенно Дагестан, к содействию в создании и деятельности Академии фикха, в состав которой вошли бы исламские алимы (учёные) Северного Кавказа, Татарстана и других (субъектов федерации) с участием представителей Всемирного союза мусульманских учёных. Она стала бы правовой инстанцией для разрешения современных проблем.
Дагестанский акт по вопросам джихада, понятия «дар аль-харб» (территории войны)и убийства имамов в Дагестане принят 17 ноября 2012 года, в г. Махачкала, на Всероссийской богословской конференции «Дагестан – территория мира».

Подготовил Тимур Шарафиев

Теги:




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...