Новости Ислама
Версия для печати

Ислам и мусульманский мир: необходимость реформ


  16.12.2013    |   Islam-news

Мусульманские ученые обычно критически относятся к термину «реформа», предпочитая ему альтернативное понятие «обновление». Отвергая, таким образом, реформы, мусульманские ученые восприняли «проблематичную» стратегию своеобразной консервации той катастр...

16 декабря 2013, 12:42

Много говорится о реформах в мусульманском мире. Но означает ли это и «реформу» религиозного мышления



Мусульманские ученые обычно критически относятся к термину «реформа», предпочитая ему альтернативное понятие «обновление». Отвергая, таким образом, реформы, мусульманские ученые восприняли «проблематичную» стратегию своеобразной консервации той катастрофической ситуации, что сложилась среди мусульман. Но, как представляется, подобные «лингвистические игры» бессмысленны. Исламский мир нуждается в целостной реформе. И причин для этого несколько.

Первая – это своего рода «ориенталистская» или культурно-релятивистская игра. Многие годы мусульманские интеллектуалы отвергали критику Запада, обозначая ее, как «ориентализм» (традиционно под этим понятием имеется в виду научно-востоковедческое, внешнее понимание арабо-мусульманского мира, без проникновения в ее глубокую внутреннюю суть, что доступно лишь мусульманам- IN). Однако такой подход со стороны мусульман ныне, после «арабской весны» вряд ли может сохраниться. «Арабская весна» стала ключевым моментом: впервые, сами арабы громогласно заявили о проблемах своего общества. Миллионы четко сказали, что прежний «арабский порядок» себя исчерпал.

Смотрите, если кто-то на Западе скажет, что города на Ближнем Востоке грязны, его тут же мусульманская сторона начнет упрекать в высокомерном «ориентализме». Но ведь было вполне спокойно воспринято то, что во время визита в Египет премьер-министр Турции Эрдоган подарил тогдашнему президенту Мухаммаду Мурси несколько мусоровозов.
Еще следует обратить внимание вот на какой момент: если мусульман критикуют за жестокие нарушения прав человека, например, за внесудебные казни, в ответ приводится «железный» аргумент – «нет, это не настоящий ислам». Иран – «ненастоящий ислам», Пакистан, Афганистан – часто тоже самое. Но что же тогда «настоящий ислам»? Есть ли на всей планете община, воплощающая этот «реальный ислам». Вот почему мусульмане должны понять, что этот аргумент становится все менее убедительным.

Поэтому, мусульманским ученым следует поставить в повестку дня реформы в рамках исламских принципов. Как политолог, я хотел бы, в этой связи, обратить внимание на следующие три момента.

Во-первых, необходима интерпретация ислама гражданским обществом. Сегодняшний ислам, как институт, основывается на государстве. «Законное» и «незаконное» определяется не только на основе Священной Книги, но также и с учетом приоритетов государства. Государство часто подменяет ислам в принятии решений о том, что считать «сакральным», а что – нет. Образно говоря, государство стало, своего рода «идолом» для многих мусульман. А ведь это – своеобразный современный «ширк» (придание Аллаху «сотоварищей», поклонение божествам, помимо Него). «Государственническое» мышление стало определяющей тенденцией для многих мусульманских ученых. Мусульмане часто с гордостью говорят, что у них нет духовенства в традиционном смысле слова. Однако государство заполнило этот вакуум, став подобием «церкви» для мусульман. Все исламские государства мира соревнуются между собой в утверждении своей собственной интерпретации религии, что убивает универсальность, «вселенскость» ислама. По сути, в наши дни ислам «сервилен» по отношению к государству.

Во вторых, исламские, шариатские науки не должны быть единственным источником для методологии интерпретации религиозных текстов. Конфликт между исламским «духовенством» и естественными науками ныне уже не актуален, однако противостояние с секулярными гуманитарными науками продолжается. Большинство мусульманских ученых продолжают придерживаться методологии грамматически корректного прочтения текстов. Но разве сподвижники Пророка, считающиеся лучшими из мусульман, придавали большое значение таким «методологическим» дебатам? Методология, конечно, важна, но важна также и цель. И мусульманские ученые, применяющие методологию светских общественных наук, могут внести значительный вклад в современное понимание ислама.

И, наконец, необходимо провести четкую грань между обличением негативных вещей и явлений и их запретом. Нет необходимости запрещать все то, к чему ислам относится осуждающе-критически. Многие современные мусульмане полагают, что все, к чему их религия относится подобным образом, должно быть запрещено. Но ислам вовсе не требует запрета всего того, что он считает неправильным. И это важно понимать особенно радикально настроенным последователям ислама.

Zaman (турецкое издание, формально независимое, аффилированное с движением последователей Фетхуллаха Гюлена)








Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...