Известный исламский духовный деятель указал российским централизованным
мусульманским организациям путь к примирению
4 февраля в Городищенском районном суде Пензенской области продолжились вторые слушания по громкому уголовному делу имам-хатыба мечети N1 ( махалля N 44) села Средняя Елюзань, хафиза Корана Али Якупова.
Первое заседание, которое прошло 27 января, по сообщению очевидцев, продлилось более трех часов. На нем присутствовали родственники обвиняемого, 7 свидетелей по линии защиты, 26 по линии обвинения, а зал охраняли вооруженные судебные приставы. Когда представитель прокуратуры огласил обвинение, начался допрос свидетелей. В тот день слово предоставили четырем жителям Средней Елюзани, еще двое не смогли ответить на вопросы суда и запросили переводчика, сославшись на плохое знание русского языка.
Напомним, сотрудники УБОП МВД РФ по Пензенской области задержали Али Якупова 21 июня 2013 года. Практически полгода, с 25 июня по 20 декабря, в отношении него действовала мера пресечения - содержание под домашним арестом. 22 января 2014 года Городищенский районный суд Пензенской области снял с Али и подписку о невыезде.
Имаму вменяется в вину совершение преступлений по статьям 280 УК РФ "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности" и 282 УК РФ "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства".
Поводом для возбуждения уголовного дело стала его проповедь, посвященная Судному дню, от 8 марта 2013 года. Во время хутбы, проведенной на татарском языке, он якобы публично призывал мусульман к разжиганию межнациональной и межконфессиональной ненависти.
Каждая сторона судебного процесса отстаивает в этом деле
свои позиции, приводит свои аргументы. Правоохранительные органы и прокуратора настаивают на виновности Якупова и требуют наказать его по закону. Профессиональные адвокаты придерживаются юридической линии в защиту обвиняемого.
А вот мусульманская общественность, судя по комментариям на исламских и светских сайтах, разделилась на два противоборствующих лагеря. По мнению одних, Али Якупов мученником во имя Аллаха и стал жертвой интриг недобропорядочных прихожан, которые написали на него заявление в правоохранительные органы. Другие, не вдаваясь в подробности самой проповеди, считают, что Якупов пытался поменять юрисдикцию и перевести приход в Совет муфтиев России. Тем самым навлек на себя гнев руководства ЦДУМ России и настроил против себя прихожан.
Но многим правоверным так и не понятно: В чем же вина Али Якупова? В том, что он якобы призывал к межнациональному и межконфессиональному расколу во время хутбы, или в том, что пытался вывести приход из под юрисдикции ЦДУМ? Какое из этих событий является причиной, а какое следствием?
Большой интерес представляет уже то, что основные защитники имама размещают свои комментарии на одном из мусульманских сайтов, который относится к ДУМ соседнего региона. При этом на нем подается только дозированная информация в пользу Якупова. Напротив, критики хафиза облюбовали для себя площадку сайта "Пензаинформ", который представляет комментарии не только защитников, но и их оппонентов.
Еще любопытней позиция официальных духовных управлений мусульман Пензенской области (4 муфтията), которые в освещении судебного процесса по делу Али Якупова избрали тактику невмешательства.
Понятно, что при такой "братской солидарности" и состязательности сторон судебного процесса прийти к истине при вынесении решения Фемиде будет намного сложнее. Тем более сам процесс приобретает затяжной характер. Ближайшее заседание пройдет 6 февраля, а далее, как сообщают очевидцы, слушания будут проходить по вторникам и четвергам. Прямо Нюрбергский процесс какой-то.
Прокомментировать сложившуюся ситуацию IslamNews согласился лишь глава Единого духовного управления мусульман Пензенской области Абдуррауф Забиров, единственный из пензенских муфтиев не завязанный в этом конфликте.
«Фактически вес сыр-бор возник из-за перетягивания махалля N 44 между централизованными муфтиятами. Изначально стоял вопрос о выходе прихода из состава ЦДУМ в юрисдикцию СМР. Естественно, все было согласовано, но не получилось. Между прихожанами произошло несколько стычек, в том числе с применением рукоприкладства.
Лекции, которые читал Якупов - это уже другой вопрос. Первооснова конфликта, все же, в стычке двух централизованных муфтиятов. Заложниками здесь остались прихожане. Крайним же сделали Якупова, которого втянули в конфликт, а потом выбрали жертвой и стрелочником.
И кто здесь победил? Кто оказался в проигрыше? Кто виноват в том, что мусульмане не хотят решать свои проблемы на основе книги Всевышнего, а пытаются найти их решение в суде? Вот где источник всех бед!
Конечно, сам факт, что мусульмане из одного села, тем более из одного прихода, друг с другом судятся, крайне неприятен. Как они вообще, обвиняя друг друга, могут смотреть в глаза судьям и единоверцам? Верующим не стоит забывать, что есть еще и Божий суд, на котором не будет адвокатов и защитников, и им придется свидетельствовать за свои грехи перед Царем Судного дня.
В исламе, помимо ЦДУМ и СМР, есть еще и нравственность, усовершенствовать которую был ниспослан пророк мира и любви, мир ему. Что это за духовное управление, где нет духовности? Что это за религиозная организация, где нет религиозной нравственности - этикета?
Вот явный показатель дефицита исламской этики и нравственности на примере Пензенской области. Вот пик противостояния двух российских централизованных мусульманских организаций в одном татарском селе и одном приходе.
В уставах ЦДУМ и СМР есть слова о том, что община руководствуется Священным Кораном, сунной пророка, мир ему, и мазхабом Абу Ханифы. Но если там есть такие слова, то пусть Талгат Таджуддин и Равиль Гайнутдин руководствуются этими критериями, пусть взвесят на весах все свои деяния. Если они верят в Аллаха, то просто обязаны принять такое решение. Тогда Аллах ниспошлет мусульманам Свою милость, а правда Всевышнего восторжествует!
Во-первых, они должны публично покаяться и сказать: Все мы были не правы. Просим Господа всех миров простить нас и наставить на прямой путь. Ведь Аллах говорит, что все верующие мусульмане - братья и должны быть милосердны между собой. Но разве СМР ведет себя подобающим образом по отношению к ЦДУМ? Разве ЦДУМ проявляет уважение в отношении СМР?
Где здесь коранический аят о том, что все верующие братья, где милосердие между единоверцами? Так пусть ЦДУМ и СМР, на основе своих уставных принципов, в которых первое место занимают Коран и сунна пророка, мир ему, решат этот конфликт, который дискредитирует ислам и всю российскую умму».