Вынесением фетв могут заниматься только ученые высочайшей квалификации в области арабского языка и шариатских наук, считает председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Простое получение исламского образования, по его мнению, еще не делает человека муфтием.
«Вынесение фетв – сложный и ответственный процесс, и заниматься им могут только ученые-богословы, причем достигшие самых высоких уровней в области фикха и других шариатских наук…», – написал Гайнутдин в своей новой книге «Введение в шариат», вышедшей в издательстве «Медина».
«Еще раз необходимо отметить, – пояснил он, – что речь идет только об ученых, а не об обычных
мусульманах, даже если они где-то и обучались богословским наукам».
По словам главы СМР, существует определенный минимум знаний, которыми должен владеть муфтий.
«В первую очередь, – полагает мусульманский деятель, – это, конечно же,
совершенное владение арабским языком, включая грамматику, морфологию, стилистику и другие аспекты, в том числе и диалектные формы. Также таким ученым необходимо знать обо
всех аятах Корана, касающихся правовых норм.
Необходимо им обладать
знаниями и во многих сопутствующих Корану науках, прежде всего, связанных с «тафсиром», т.е. толкованием, причинами ниспослания и другими различными аспектами.
Помимо этого, имеющие право выносить фетвы должны знать
большое количество хадисов и также обладать знаниями в области их толкования («шарх»).
Также этим ученым необходимо обладать знаниями и способностями в
дополнительных источниках шариата (прежде всего, имеется в виду «иджма» и «кыяс»).
В добавление к этому, они обязаны разбираться в
разнообразии мнений по многим богословским вопросам со стороны ведущих ученых разных мазхабов, т.е. знать их доказательства, причины разночтений между ними и многое другое. Не случайно Абу Ханифа сказал по этому поводу: «Любому, кто не знает моих доказательств, запрещено выносить фетвы, руководствуясь моими заявлениями». А Ахмад ибн Ханбал так предупредил тех, кто выносит свои суждения: «Тот, кто дает фетвы, берет на себя огромную ответственность, и ему надлежит быть сведущим в том, что было сказано его предшественниками, иначе он не должен давать фетвы».