В священный для мусульман месяц рамадан некоторые верующие задаются вопросом: можно ли держать пост не до захода солнца, а чуть меньше. Причиной тому является излишне длинный световой день, характерный для данного времени года в России.
Например, египетская диаспора, проживающая в Москве, отправила в Центр по фетвам аль-Азхара письмо с вопросом о том, нельзя ли членам диаспоры сократить продолжительность ежедневного поста и совершать разговение по времени Саудовской Аравии или ближайших мусульманских стран. Им ответили: такая возможность из-за длительности московского дня (свыше 18 часов) допускается, египтянам можно поститься по мекканскому времени.
Некоторые люди не выдерживают длительности поста в тех регионах, где солнце почти вообще не заходит, и ищут варианты. Им рекомендовано ориентироваться на ближайший регион, где день короче. Мекканское время поста – второй вариант, ранее озвученный имам-хатыбом московской Мемориальной мечети Шамилем Аляутдиновым.
"С уважением отношусь к вышеприведенным мнениям, но при этом хотел отметить: думаю, такая фетва вносит сумятицу в ряды мусульман, - сообщил ИА IslamNews глава Ассоциации общественных объединений «Собрание»
Мухамед Саляхетдинов. - Надо более точно определить категорию людей, к которой данная фетва применима. Правило облегчения трудностей имеет другие пути решения и их разъяснил Пророк. Например, если человек болен или есть угроза его здоровью из-за поста в длинные дни рамадана, то он может восполнить пост в другое время. Т.е. для поблажек должна быть уважительная причина, но вряд ли целесообразно делать их массовыми, для всех. Все-таки традиционно, с заходом солнца читается соответствующий намаз, а как его читать, если захода не произошло? Это первое. Потом, лично для меня и многих, кого я знаю, поститься на два-три часа больше не представляет проблемы. Исходя из этого, думаю, что если и есть такая проблема, то лишь для ограниченного числа людей".
Собеседник IN напомнил: пост в месяц рамадан является 4-м столпом ислама. "Это означает, что он важнее иных фардов (обязанностей). Надо с осторожностью относится к упрощению установленных предписаний. Это должно быть компетенцией комиссии (шуры) – совещательного органа мусульманских авторитетных ученых. Данное заключение имеет подводные камни. Во-первых, фетва может привести к неразберихе и разладу среди верующих, так как в регионах традиционного распространения ислама в России: Поволжье, Урале, Сибири, московском регионе, Санкт-Петербурге и др., на протяжении веков мусульманские ученые (Марджани, Утыз-Имяни, Фахретдин и пр.) не рассматривали возможным сокращать время поста в длинные летние дни, хотя и тогда время поста летом было таким же. И проблем это у мусульман не вызывало. В 21 веке, в век научно-технического прогресса люди не хотят вставать с дивана, а покупки совершают через интернет, не утруждая себя походами в магазин, но нельзя переносить такие же облегчения на предписаниям Всевышнего", - сказал эксперт.
Сопредседатель Совета Муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Азиатской части России
Нафигулла Аширов ранее
заявлял о том, что время поста имеет далиль катъий (категоричное доказательство). "Пост соблюдается от рассвета до заката. Об этом гласит аят Корана о белой и черной нити. Никакие другие аргументы здесь не принимаются во внимание. Если же в какой-нибудь местности летом нет захода солнца как такового, то известные исламские ученые, в том числе татарские – Шихабутдина Марджани, Ризаутдин Фахретдин и иные указывали, что в этом случае время намаза магриб (на закате) и время разговенья нужно корректировать по ближайшему городу, где имеется соборная мечеть и над которым солнце заходит. Но никогда никто не упоминал, что надо ориентироваться по Мекке или Медине. Кстати, эта книга существует на арабском языке", - отметил он.
Более того, по мнению сопредседателя СМР, "в ряде районов Сибири, где день длится летом порой 20 часов и где испокон веков жили мусульмане, никто из них никогда не жаловался на невозможность, и люди даже продолжали работать в таких условиях".
"Вообще, появились доморощенные алимы, которые подходили ко мне даже, с фетвой о том, что нужно унифицировать время намаза в наших краях с мекканским, невзирая на движение солнца, хотя именно оно является причиной намаза. Объясняли они данное предложение тем, что нужно облегчить привлечение в ислам людей, облегчив им совершение поклонения. Ведь летом на утренний намаз приходится вставать в 3-4 часа, а ночной наступает после полуночи. Но в исполнении законов ислама, касающихся поклонения нет такой аргументации, что это полезно или вредно, привлекательно или отталкивающе", - подчеркнул он.