Новости
Версия для печати

СМИ: «Тархан.biz»: Гусман хазрат Исхаков: Самое главное - нам удалось сохранить единство мусульманской уммы


  01.02.2010  

Муфтий Татарстана дал интервью деловой газете мусульман Татарстана «Тархан.biz». Предлагаем его вашему вниманию.

Муфтий Гусман хазрат Исхаков: Самое главное - нам удалось сохранить единство мусульманской уммы

Интервью с председателем ДУМ республики в преддверии IV съезда мусульман Татарстана

- Гусман хазрат, 27 февраля состоится IV съезд мусульман Татарстана. С какими итогами приходит Духовное управление к съезду - что удалось сделать и что еще предстоит решить?

- Бисмиллахи рахман ирахим. Алхамдулиллях. Вассалэту вассэлам иллэ расулиллэ! Одним словом ответить на Ваш вопрос очень сложно. За 12 лет сделано немало: при Духовном управлении были образованы отделы пропаганды, взаимодействия с государственными структурами, военными, учреждениями ГУФСИН, закята, хаджа, вакфа. Также организован комитет халяль. Я считаю, что отстроен только костяк новой структуры ДУМ. Теперь необходимо, чтобы он, как говорится, оброс мясом. А самое главное то, что за эти 12 лет мы сумели сохранить единство мусульман в Татарстане, о котором сегодня многие говорят в России. За эти годы не было распри и войн, не пролились слезы матерей. Согласитесь, это самое важное. И еще хочу добавить, что приоритет мы отдаем богобоязненности.

Что касается материальных благ. Когда мы начинали в 1998 году, у нас не было ни здания, ни машин, ни компьютеров. Всевышний с участием Президента Татарстана, Премьер-министра, глав Администраций, моих друзей и других благотворителей помог нам обустроить здание ДУМ и обеспечить необходимыми материалами.

Хочу отметить, что у нас в стране религия отделена от государства. В этом есть рациональное зерно, но есть и трудности. То, что государство не очень вмешивается в наши дела - это хорошо. А недостаток в том, что ДУМ не финансируется из бюджета. Сегодня у нас структура большая и мы испытываем некоторые финансовые трудности. Поэтому мы решили возродить систему вакф. В арабских странах нет такой структуры как духовное управление. Там существуют министерства по делам вакфов, иршада и религии. Вакф - это неотчуждаемое имущество мусульман, является собственностью всей мусульманской уммы, и деятельность вакфа направлена на то, чтобы приносить прибыль. И как сказал во время встречи с лидерами мусульман Президент России Дмитрий Медведев, мусульманские махалля должны быть самодостаточными и даже самоокупаемыми. Нет надобности придумывать что-то новое, нужно просто возродить систему вакфов. Чтобы изучить и перенять опыт вакфа наши сотрудники съездили в Турцию, Кувейт.

- Экономический кризис обнажил духовные проблемы общества. В последнее время все чаще говорят об исламской модели экономики, как об альтернативе существующей. Как Вы считаете, готовы ли наше общество, наши государственные структуры внедрять элементы исламской модели экономики?

- Государство - это прежде всего те люди, которые имеют возможность повлиять на ситуацию в обществе. Пока наши руководители – Президент, Премьер-министр, главы Администраций духовно не созреют, не поймут, что исламский банкинг и финансы могут спасти наше общество от катаклизмов, что-то предпринимать, я думаю, преждевременно. Они должны понять, что риба, расточительство, алкогольное производство – это харам. Все, что вредит здоровью, разуму человека - это харам. А какая у нас сегодня ситуация в экономике? Правительство хочет поднять нашу экономику путем увеличения продажи алкогольных и табачных изделий. К счастью, поняли, что игорные дома приносят только вред и сейчас во многих регионах их закрывают. Я думаю, придет время и то же самое будет с алкоголем. Будет ужесточена борьба с наркоманией. Кризис - это своего рода урок, экзамен на духовность. Страны Европы, особенно Великобритания, осознали, что принцип халяльного банка спасет экономику от кризиса, от махинаций и тех карточных домиков, которые распадаются в одночасье. Если человек не ударил палец о палец и не вложил частичку труда, и то, что было добыто, многократно увеличено повышением процентных ставок - это никогда не принесет пользу. Поэтому для того, чтобы это осознать, надо приближаться к Исламу, надо изучать Ислам. Лучше всего быть мусульманином и исполнять те обряды и те законы, которые повелел Всевышний.

- Как я понял из Вашего ответа, приобщение исламской модели к нашей действительности дело недалекого будущего. Как Вы думаете, в связи с этим не пора ли нам начинать готовить специалистов для Шариатских советов?

- Естественно, это необходимо, сам процесс, само время уже требуют это. Потому что имамы, мухтасибы, казыи, муфтии обучались узкой специализации. У нас есть религиозное образование, но нет экономических знаний и опыта. Не имеем также какого-то политического образования, чтобы быть руководителем, о чем сегодня много говорят. Думаю, придет время, и те же мусульмане, имеющие дипломы экономистов, будут работать у нас. Не сегодня, так завтра или послезавтра. Они также будут зарабатывать. Я чувствую, есть молодые ребята, которые готовы посвятить свою жизнь этим делам. Мы готовы их принять, но на сегодняшний день, к сожалению, не могу их обеспечить ни соответствующей зарплатой, ни создать им другие условия. Но придет время, я думаю, иншАллах, это сбудется.

Я недавно слушал пресс-конференцию Президента Минтимера Шаймиева, у которого спросили, что он будет делать после отставки. Президент не задумываясь ответил, что будет участвовать в возрождении заповедника в Булгарах. Это то место, где наши предки приняли Ислам. Для того, чтобы возрождать, нужны финансы. В той ситуации, когда религия отделена от государства, этих финансов, естественно, не хватит. Придется организовать какую-то структуру. Я думаю, это очередной мудрый подход нашего Президента. И ему вполне по силам внести свой вклад в укрепление Ислама не только в Татарстане, но и в масштабе всей России.

- Сейчас издается много исламской литературы. Одно и то же в разных книгах могут растолковать по-разному. Если зайти в Интернет, даже контент тех сайтов, которые позиционируют себя как исламские, могут быть противоречивыми. Не считаете ли Вы, что пришло время создать единую исламскую библиотеку?

- Знаете, мы к этому все равно придем. Раньше ведь ничего не было. Когда я был маленьким, мы искали брошюрки, изучив которые могли бы научиться правильно читать и писать по-арабски. Не было тафсиров. Когда я учился в Бухаре, мы покупали книги за большие деньги, ездили по деревням. Просили, чтобы сельчане дали нам те книги, которые хранятся на чердаках.

Что касается книг: есть два течения в исламе - сунниты и шииты. В нашем суннитском течении имеются четыре мазхаба - ханбалитский, шафиитский, маликитский и ханафитский. Ханафиты - это мы. Кавказцы выпускают свои книги, узбеки – свои, мы, татары - свои издания. И соответственно, в них могут быть какие-то разногласия. Я не думаю, что это так страшно. Но когда мы говорим, что это фикх ханафитский, акыйда ханафитская, то содержание книг должно полностью соответствовать ханафитскому мазхабу. Или же когда речь идет о разных мазхабах, то мы должны говорить, что у шафиитского мазхаба это вот так, а у ханафитского – несколько иначе. Должны быть четко расчерчены границы толкования тех или иных понятий по мазхабам. И мы все обязаны неукоснительно следовать принципам ханафитского мазхаба. Почему сегодня есть проблемы в некоторых махалля? Почему возникают непонимание, а то и враждебное отношение некоторых молодых людей к старикам? Только потому, что этим молодым людям не хватает знаний и искренности. Вот когда у них будут и знания, и искренность на высшем уровне, тогда мы придем к единому толкованию понятий. Человек, имеющий в достаточной степени знания, сможет различить черное от белого, халяль от харам. Нужно повышать уровень знания, и тогда все станет на свои места. Может, это будет через пять лет, а может через 15.

- Скоро в российской армии появятся священники. Но в армии служат не только христиане. Посоветовались ли военные и христиане с Вами по этому вопросу, приглашали ли на консультации?

- Татары занимают второе место по численности населения в России. И поэтому должны были учитывать и наше мнение. Мы в Татарстане всегда соблюдаем толерантность. А что касается капелланов и тех духовных руководителей в армии, то надо брать с них пример. Закон един для всех - и для христиан, и для мусульман, и для иудеев. И нам надо быть готовыми к тому, что в подразделении, где находится сто человек, 80 могут быть христианами, а остальные - не христиане. Из этих двадцати десять солдат могут быть мусульманами. Мы должны быть готовы к удовлетворению духовных потребностей мусульман. К сожалению, все упирается в деньги. Это мы тоже должны понять.

Когда из медресе имени 1000-летия принятия ислама одного парня призвали в армию, его спросили, чем занимался на гражданке. Он ответил, что учился в медресе. И тогда ему приказали, чтобы родители срочно выслали его шахадатнамэ. Когда командование получило его диплом, солдату дали помещение, чтобы он мог заниматься аварцами, даргинцами, лезгинами, татарами. Он учил их намазу, пятничной и праздничной молитвам. Этот солдат был в полной ответственности за своих единоверцев. Законы написаны для всех, и они должны действовать для всех одинаково. Мы должны умело применять их в действительности. Все зависит от нас.




Другие новости раздела:

Вчера последовало первое неанонимное и официальное опровержение сообщений ряда западных СМИ о «запрете» ислама в Анголе. Об этом сообщает, со ссылкой на информационные агентства. «В Анголе не ведется войны против ислама. ...
Российские власти реализуют трехуровневую систему исламского образования, которая позволит готовить квалифицированных имамов на территории страны. Об этом заявил полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич на в... ...
Волгоград. 9 октября. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Полиция Волгограда проводит проверку информации из интернет-блогов о листовках, в которых цитировались якобы суры из Корана, демонстрирующие превосходство мусульман над приверженцами других религий. "Проводится ...
В ходе предшествующего мусульманского поста – уразы медики Татарстана напоминают о том, что воздержание от пищи в Рамадан недопустимо для людей, имеющих проблемы со здоровьем. Не имеющим медицинских противопоказаний следует соблюдать принципы ...