Новости |
Муфтий Татарстана дал интервью деловой газете мусульман Татарстана «Тархан.biz». Предлагаем его вашему вниманию.
Муфтий Гусман хазрат Исхаков: Самое главное - нам удалось сохранить единство мусульманской уммы
Интервью с председателем ДУМ республики в преддверии IV съезда мусульман Татарстана
- Гусман хазрат, 27 февраля состоится IV съезд мусульман Татарстана. С какими итогами приходит Духовное управление к съезду - что удалось сделать и что еще предстоит решить?
- Бисмиллахи рахман ирахим. Алхамдулиллях. Вассалэту вассэлам иллэ расулиллэ! Одним словом ответить на Ваш вопрос очень сложно. За 12 лет сделано немало: при Духовном управлении были образованы отделы пропаганды, взаимодействия с государственными структурами, военными, учреждениями ГУФСИН, закята, хаджа, вакфа. Также организован комитет халяль. Я считаю, что отстроен только костяк новой структуры ДУМ. Теперь необходимо, чтобы он, как говорится, оброс мясом. А самое главное то, что за эти 12 лет мы сумели сохранить единство мусульман в Татарстане, о котором сегодня многие говорят в России. За эти годы не было распри и войн, не пролились слезы матерей. Согласитесь, это самое важное. И еще хочу добавить, что приоритет мы отдаем богобоязненности.
Что касается материальных благ. Когда мы начинали в 1998 году, у нас не было ни здания, ни машин, ни компьютеров. Всевышний с участием Президента Татарстана, Премьер-министра, глав Администраций, моих друзей и других благотворителей помог нам обустроить здание ДУМ и обеспечить необходимыми материалами.
Хочу отметить, что у нас в стране религия отделена от государства. В этом есть рациональное зерно, но есть и трудности. То, что государство не очень вмешивается в наши дела - это хорошо. А недостаток в том, что ДУМ не финансируется из бюджета. Сегодня у нас структура большая и мы испытываем некоторые финансовые трудности. Поэтому мы решили возродить систему вакф. В арабских странах нет такой структуры как духовное управление. Там существуют министерства по делам вакфов, иршада и религии. Вакф - это неотчуждаемое имущество мусульман, является собственностью всей мусульманской уммы, и деятельность вакфа направлена на то, чтобы приносить прибыль. И как сказал во время встречи с лидерами мусульман Президент России Дмитрий Медведев, мусульманские махалля должны быть самодостаточными и даже самоокупаемыми. Нет надобности придумывать что-то новое, нужно просто возродить систему вакфов. Чтобы изучить и перенять опыт вакфа наши сотрудники съездили в Турцию, Кувейт.
- Экономический кризис обнажил духовные проблемы общества. В последнее время все чаще говорят об исламской модели экономики, как об альтернативе существующей. Как Вы считаете, готовы ли наше общество, наши государственные структуры внедрять элементы исламской модели экономики?
- Государство - это прежде всего те люди, которые имеют возможность повлиять на ситуацию в обществе. Пока наши руководители – Президент, Премьер-министр, главы Администраций духовно не созреют, не поймут, что исламский банкинг и финансы могут спасти наше общество от катаклизмов, что-то предпринимать, я думаю, преждевременно. Они должны понять, что риба, расточительство, алкогольное производство – это харам. Все, что вредит здоровью, разуму человека - это харам. А какая у нас сегодня ситуация в экономике? Правительство хочет поднять нашу экономику путем увеличения продажи алкогольных и табачных изделий. К счастью, поняли, что игорные дома приносят только вред и сейчас во многих регионах их закрывают. Я думаю, придет время и то же самое будет с алкоголем. Будет ужесточена борьба с наркоманией. Кризис - это своего рода урок, экзамен на духовность. Страны Европы, особенно Великобритания, осознали, что принцип халяльного банка спасет экономику от кризиса, от махинаций и тех карточных домиков, которые распадаются в одночасье. Если человек не ударил палец о палец и не вложил частичку труда, и то, что было добыто, многократно увеличено повышением процентных ставок - это никогда не принесет пользу. Поэтому для того, чтобы это осознать, надо приближаться к Исламу, надо изучать Ислам. Лучше всего быть мусульманином и исполнять те обряды и те законы, которые повелел Всевышний.
- Как я понял из Вашего ответа, приобщение исламской модели к нашей действительности дело недалекого будущего. Как Вы думаете, в связи с этим не пора ли нам начинать готовить специалистов для Шариатских советов?
- Естественно, это необходимо, сам процесс, само время уже требуют это. Потому что имамы, мухтасибы, казыи, муфтии обучались узкой специализации. У нас есть религиозное образование, но нет экономических знаний и опыта. Не имеем также какого-то политического образования, чтобы быть руководителем, о чем сегодня много говорят. Думаю, придет время, и те же мусульмане, имеющие дипломы экономистов, будут работать у нас. Не сегодня, так завтра или послезавтра. Они также будут зарабатывать. Я чувствую, есть молодые ребята, которые готовы посвятить свою жизнь этим делам. Мы готовы их принять, но на сегодняшний день, к сожалению, не могу их обеспечить ни соответствующей зарплатой, ни создать им другие условия. Но придет время, я думаю, иншАллах, это сбудется.
Я недавно слушал пресс-конференцию Президента Минтимера Шаймиева, у которого спросили, что он будет делать после отставки. Президент не задумываясь ответил, что будет участвовать в возрождении заповедника в Булгарах. Это то место, где наши предки приняли Ислам. Для того, чтобы возрождать, нужны финансы. В той ситуации, когда религия отделена от государства, этих финансов, естественно, не хватит. Придется организовать какую-то структуру. Я думаю, это очередной мудрый подход нашего Президента. И ему вполне по силам внести свой вклад в укрепление Ислама не только в Татарстане, но и в масштабе всей России.
- Сейчас издается много исламской литературы. Одно и то же в разных книгах могут растолковать по-разному. Если зайти в Интернет, даже контент тех сайтов, которые позиционируют себя как исламские, могут быть противоречивыми. Не считаете ли Вы, что пришло время создать единую исламскую библиотеку?
- Знаете, мы к этому все равно придем. Раньше ведь ничего не было. Когда я был маленьким, мы искали брошюрки, изучив которые могли бы научиться правильно читать и писать по-арабски. Не было тафсиров. Когда я учился в Бухаре, мы покупали книги за большие деньги, ездили по деревням. Просили, чтобы сельчане дали нам те книги, которые хранятся на чердаках.
Что касается книг: есть два течения в исламе - сунниты и шииты. В нашем суннитском течении имеются четыре мазхаба - ханбалитский, шафиитский, маликитский и ханафитский. Ханафиты - это мы. Кавказцы выпускают свои книги, узбеки – свои, мы, татары - свои издания. И соответственно, в них могут быть какие-то разногласия. Я не думаю, что это так страшно. Но когда мы говорим, что это фикх ханафитский, акыйда ханафитская, то содержание книг должно полностью соответствовать ханафитскому мазхабу. Или же когда речь идет о разных мазхабах, то мы должны говорить, что у шафиитского мазхаба это вот так, а у ханафитского – несколько иначе. Должны быть четко расчерчены границы толкования тех или иных понятий по мазхабам. И мы все обязаны неукоснительно следовать принципам ханафитского мазхаба. Почему сегодня есть проблемы в некоторых махалля? Почему возникают непонимание, а то и враждебное отношение некоторых молодых людей к старикам? Только потому, что этим молодым людям не хватает знаний и искренности. Вот когда у них будут и знания, и искренность на высшем уровне, тогда мы придем к единому толкованию понятий. Человек, имеющий в достаточной степени знания, сможет различить черное от белого, халяль от харам. Нужно повышать уровень знания, и тогда все станет на свои места. Может, это будет через пять лет, а может через 15.
- Скоро в российской армии появятся священники. Но в армии служат не только христиане. Посоветовались ли военные и христиане с Вами по этому вопросу, приглашали ли на консультации?
- Татары занимают второе место по численности населения в России. И поэтому должны были учитывать и наше мнение. Мы в Татарстане всегда соблюдаем толерантность. А что касается капелланов и тех духовных руководителей в армии, то надо брать с них пример. Закон един для всех - и для христиан, и для мусульман, и для иудеев. И нам надо быть готовыми к тому, что в подразделении, где находится сто человек, 80 могут быть христианами, а остальные - не христиане. Из этих двадцати десять солдат могут быть мусульманами. Мы должны быть готовы к удовлетворению духовных потребностей мусульман. К сожалению, все упирается в деньги. Это мы тоже должны понять.
Когда из медресе имени 1000-летия принятия ислама одного парня призвали в армию, его спросили, чем занимался на гражданке. Он ответил, что учился в медресе. И тогда ему приказали, чтобы родители срочно выслали его шахадатнамэ. Когда командование получило его диплом, солдату дали помещение, чтобы он мог заниматься аварцами, даргинцами, лезгинами, татарами. Он учил их намазу, пятничной и праздничной молитвам. Этот солдат был в полной ответственности за своих единоверцев. Законы написаны для всех, и они должны действовать для всех одинаково. Мы должны умело применять их в действительности. Все зависит от нас.
Волгоград. 9 октября. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Полиция Волгограда проводит проверку информации из интернет-блогов о листовках, в которых цитировались якобы суры из Корана, демонстрирующие превосходство мусульман над приверженцами других религий. "Проводится ... |
В ходе предшествующего мусульманского поста – уразы медики Татарстана напоминают о том, что воздержание от пищи в Рамадан недопустимо для людей, имеющих проблемы со здоровьем. Не имеющим медицинских противопоказаний следует соблюдать принципы ... |