Новости
Версия для печати

Любите бедных!


  22.11.2003  

Аллах Всевышний сказал (по смыслу):

«И тем в нужде, кто на пути Господнем удержаны от (промыслов своих), и в поисках (себе достатка) не могут двигаться по сей земле. Их скромность побудит незнающего думать, что нет у них нужды ни в чем, и ты их различишь по видимому знаку: своими просьбами они не докучают людям, и что бы из своего добра не издержали, Господь поистине об этом знает».

(«Аль-Бакара», 273)

Аль Васид (ученый, толкователь Корана) в тафсире сообщает нам о том, что этот аят Священного Корана повествует об Асхаби-Суффа (радыяллаху анхум) Посланника Аллаха (с.г.в.). Их было 40 человек, и часто в мечети, где они жили, Пророк (с.г.в.) разделял с ними свою трапезу. У этих людей не было ни своего дома, ни семьи, ни материальных благ. Во время намаза, когда они наклонялись, чтобы исполнить руку (поясной поклон), изо всех сил стягивали свою старую одежду, пытаясь скрыть запретные для обнажения части тела. Люди приносили Асхабам излишки своей еды. Даккак так говорил об этих сподвижниках нашего Пророка: «Их лица пожелтели от голода».

Посланник Аллаха, обращаясь к Абу Дарде, восклицал: «О Абу Дарда! Указать ли тебе на обитателей Ада? Это заносчивые и грубые люди, обладающие манией величия, алчные и скаредные, препятствующие благим деяниям. И рассказать ли тебе об обитателях Рая? Это каждый бедняк, клянущийся Аллахом Великим, которого Всевышний оправдывает» (Рамуз — сборник хадисов).

Великий ученый Абдуль-Кадыр Аль-Джиляни говорил: «Сын мой! Если ты ставишь черту между богатым и бедным, в своем обхождении с ними отдаешь предпочтение богатым и менее учтив с бедняками, если ты более расположен к сильным мира сего и пренебрегаешь страждущими, то тебе нет спасенья».

Будьте щедры и добры к тем, кто терпелив и стоек в своих лишениях, кто мужественно противостоит нужде. Считайте для себя общение с ними неоценимым благом и Благосклонностью к вам Всевышнего. Все люди, в том числе и мусульмане, по-разному оценивают и переносят бедность и богатство. Некоторые из людей не выдерживают, «ломаются» под тяжестью испытаний бедности, постоянно жалуются, не соблюдая никаких приличий, а порой впадая в другую крайность, отдаются во власть беспечности и праздности. Они забывают терпении, к которому призывает нас Всевышний, не благодарят Господа за бесконечное множество благ, дарованных им, самое ценное из которых — жизнь, жизнь в вере. Иные люди, которым Аллах даровал большое состояние, не могут нести ношу богатства — все глубже и глубже их затягивает омут алчности. И перед Господом их богатство превращается в их позор. Они проводят свои дни в изобилии и неге, удовлетворяют любые свои прихоти, кичатся своими благами, пыжатся до смешного, забывая, Кому они обязаны своей обеспеченностью. Вместо того чтобы проявить естественную благодарность Всевышнему за дарованные Им блага, они все более и более зазнаются и ожесточаются, ставя себе в заслугу все приобретенное. Такой богач будет унижать слабых и беззащитных и вряд ли проявит хоть каплю искренней самоотверженности во имя Веры, на благо родины и народа. И, без сомнения, его богатства станут для него оковами и отдалят от Всевышнего.

В этом аспекте главным достоинством верующего человека является то качество, что вне зависимости от внешних обстоятельств его жизни,—проходящей в крайней бедности или в великом достатке,—он везде и всегда, пребывает в состоянии непрерывной благодарности Аллаху, стремится к «близости» к Нему.

Тем выше ценность неимущего мусульманина, чем меньше его желание завладеть земными благами. И чем беднее такой человек, тем «ближе» он к Аллаху, тем меньше преград отделяет его от Творца. Истории известны факты, свидетельствующие о том, что бедные люди на пути «Сайру-Сулюк» («Путь к Всевышнему») более искренни, нежели люди состоятельные ( конечно, за исключением тех, кто невзирая на богатство, своей кротостью и благодарностью доказали верность Аллаху).

Отталкиваясь от этих рассуждений, кто-нибудь может решить, а не лучше ли довольствоваться средним уровнем жизни и не стремиться разбогатеть? Конечно, сдержанность в потребностях весьма похвальна и угодна Всевышнему, но разве обладание значительными материальными средствами не открывает их владельцу широкое поле деятельности для богоугодных дел?

Мы часто говорим: жизнь коротка, надо торопиться творить добро. Но, к сожалению, иные люди становятся рабами своей алчности. Приобретая материальные ценности, они все больше и больше увлекаются самим процессом накопления, и далее их преследует лишь цель наживы. Шаг за шагом, день за днем у него меняется мировоззрение, и уже во всем он ищет выгоду. И этот неугомонный богач может позволить себе рассуждать следующим образом: «На моем предпрятии работают несколько тысяч людей. Я принял их к себе на работу и тем самым обеспечиваю их существование. Значит, я выделяю им нафаку (прожиточный минимум)». Но это мнение ошибочно, ведь выдача хозяином заработной платы работнику не считается благотворительностью: это есть выполнение им своей обязанности по отношению к наемному работнику.

Если пристально вглядеться в нашу жизнь, то можно увидеть, что нужные и полезные обществу люди — это не те, кто мчится за богатством, а те, кого преследует оно. Алчные и богатые всегда склонны к попиранию прав других — страсть к наживе оправдывает их в собственных глазах. Но распоряжаться большими средствами может не каждый. Ученый прошлого Ахмад Ар-Рифаи наказывал нам: «Дружите с бедными, интересуйтесь их заботами, поддерживайте их. Встречайте их приветливо и уважительно, обращайтесь с ними кротко и ласково».




Другие новости раздела:

Вчера последовало первое неанонимное и официальное опровержение сообщений ряда западных СМИ о «запрете» ислама в Анголе. Об этом сообщает, со ссылкой на информационные агентства. «В Анголе не ведется войны против ислама. ...
Российские власти реализуют трехуровневую систему исламского образования, которая позволит готовить квалифицированных имамов на территории страны. Об этом заявил полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич на в... ...
Волгоград. 9 октября. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Полиция Волгограда проводит проверку информации из интернет-блогов о листовках, в которых цитировались якобы суры из Корана, демонстрирующие превосходство мусульман над приверженцами других религий. "Проводится ...
В ходе предшествующего мусульманского поста – уразы медики Татарстана напоминают о том, что воздержание от пищи в Рамадан недопустимо для людей, имеющих проблемы со здоровьем. Не имеющим медицинских противопоказаний следует соблюдать принципы ...