Инфо-Ислам
Версия для печати

Сабантуй через призму религиозности


  28.06.2011    |   Info-Islam

28.06.2011Немного историиПраздник сабантуй, который мы привыкли отмечать летом, на самом деле раньше отмечался в апреле, перед тем как начать работы в поле. Так, татары радовались тому, что земля наконец-то просыпается и можно ее вспахивать. К нему 28.06.2011

Немного истории

Праздник сабантуй, который мы привыкли отмечать летом, на самом деле раньше отмечался в апреле, перед тем как начать работы в поле. Так, татары радовались тому, что земля наконец-то просыпается и можно ее вспахивать. К нему готовились заранее. Собирали подарки для состязаний и народных игр за две недели, главный приз, безусловно, для татарина был хороший скакун, а победителю в национальной борьбе «Кораш» давали самого большого барана в деревни. Но самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Это был, своего рода ценный приз, который имел символический смысл. Кстати, в этот праздник, так как тогда религиозные традиции в обществе соблюдались, юноши и девушки присматривались друг к другу. Говорят, что девушки, начинали готовиться к этому празднику с зимы, поэтому они кроили себе красивые скромные наряды, вышитые национальными узорами.

Само слово «Сабантуй» состоит из двух тюркских слов; «сабан», что означает «плуг» и «туй», что означает «праздник», поэтому сабантуй смело можно переводить как «Праздник плуга».

В день сабантуя в деревне была особенная атмосфера. Люди начинали собираться на праздничном лугу уже с раннего утра. Организаторами праздника выступали влиятельные старики деревни, назначали жюри, собирали подарки, следили за порядком на празднике. Символом сабантуя служил длинный шест с привязанным полотенцем, который украшали красивыми узорами.

Примечательно, что сабантуй изначально праздновался хлеборобами, но потом, постепенно он перерос в народный праздник, где вся деревня принимала у себя гостей. Татары были всегда гостеприимны, поэтому на праздник посмотреть и повеселиться, приходили и другие народы. На лугу, а затем и дома всегда накрывались праздничные столы.

Современный сабантуй, политический контекст

Сегодня сабантуй в Татарстане справляют в июне месяце в три этапа. В первую субботу, после посева праздник проводится в селах и деревнях, через неделю в крупных городах Татарстана, а в третью субботу июня гостей на сабантуй принимает Казань.

В последнее время праздник сабантуй начал примерять на себе и политический окрас. Этот праздник в новейшей истории России посещали все три ее президента: Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Ведь праздник хороший повод для руководства республики лишний раз пригласить гостей, тем более высоких. Возможно, при таких неформальных встречах, обсуждаются решения ряда важных вопросов.

Для татарской идентичности, праздник сабантуй очень важен для сохранения традиций своего народа. Поэтому Всемирный Конгресс Татар особо уделяет его проведению в регионах, где компактно проживают татары. Даже у таких сабантуев появились свои названия: федеральный, всероссийский сельский. В этом году федеральный сабантуй проходит в Екатеринбурге, а Второй всероссийский сельский в селе Шыгырдан Чувашской республики.

Религиозность сабантуя

Хоть сабантуй традиционный праздник татарского народа, религиозный контекст ему никоим образом не мешает, тем более в старину его никогда не отделяли от религиозных постулатов, и даже следили за тем, чтобы они не нарушались. В советское время, сабантуй стал больше светским праздником, и религиозный его контекст был стерт. Только в последнее время, когда все больше народу начало возвращаться к своим духовным истокам, заговорили о том, что, по своей сути, на этом празднике должны соблюдаться религиозные рамки, к примеру, сабантуй не должен превращаться во «всенародную пьянку». Этому стали уделять внимание и говорить об этом все религиозные лидеры татарского народа. А в этом году, после посещения Второго Всероссийского сельского сабантуя в Шыгырдане, муфтий, председатель ЦДУМ России шейхуль-ислам Талгат Таджуддин вообще заявил, что сабантуй, отныне можно считать и религиозным праздником. С его слов ведь сам ангел Джибраил научил людей сеять пшеницу. Сегодня, действительно сабантуй возвращается к своим историческим истокам – в нем постепенно начинает прорисовываться религиозный оттенок. И то, что основным из организаторов Всероссийского сельского сабантуя выступило ДУМ Чувашской республики, уже говорит о многом.

Но наверное, главное, это то, что во многих районах Татарстана, силами местного духовенства начали проводиться детские сабантуи, где тот же традиционный праздник используется для пропаганды религиозных ценностей татарского народа.

Султан Ахметов

Фото: Пресс-служба Президента РТ






Другие новости раздела:

Духовное управление мусульман Ставропольского края продолжает демонтаж минарета недостроенной мечети в Пятигорске в соответствии с ранее вынесенным решением суда, сообщает. ...
Фирма продает продукты питания, приготовленные в соответствии с установлениями шариата, предприятиям гостиничного и ресторанного бизнеса в Италии и за рубежом.Подчеркнув, что Болонья является известным в мире ...
Волжский молочный комбинат начал выпуск своей продукции под маркой «Халяль». После налаживания производства и тщательной проверки Председателем Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Динаром Садыковым было выдано «Свидетельство» на производство ...
В городе Елабуга открылся учебный год курсов по основам ислама при Соборной мечети города. Желающих получить знания об основах ислама собралось около 60 человек.Открытие курсов состоялось с чтения Священного Корана и ...