e-Ислам
Новостной информационный ресурс
Статьи, Пресс-релизы

Турецкая керамика: краски рая на границе двух миров


  07.07.2017  

Потрясающая яркость и сочность красок, филигранность узора, изобилие керамических предметов и разнообразие их форм – от посуды, плитки, статуэток, бижутерии до кувшинов и светильников – отличительные особенности турецкой керамики.

История турецкой керамики началась вместе с историей заселения азиатского берега Босфора. Найденные там старинные образцы относятся ко времени правления династии Сельджукидов (XI-XII вв.) и названы «милетской» керамикой из-за стилистического сходства с древнегреческим ионийским направлением. Основа «милетской» посуды, плитки и скульптуры – красные глины, расписанные геометрическими орнаментами с помощью глазурей и ангобов (жидкими глинами с минеральными цветными пигментами), в основном, синих, коричневых и зеленых.

Однако расцвет промысла и превращение его в настоящее высокое искусство пришлись на период расцвета Османской империи – XV-XVI века. Все шесть столетий своего существования Оттоманская Порта контролировала Средиземноморье, ключевую точку торговли между Востоком и Западом, являясь смычкой между двумя мирами. При этом Османское государство отличали цивилизованность и высокий уровень развития предпринимательства. Здесь, словно в одном большом котле, в уникальное целое соединилось все разнообразие национальностей и культур.

Столицей османской керамики считается Изник, где гончарный промысел существовал с древнейших времен. Имея технологическую базу, здешние мастера с XV века стали изготавливать и продавать в Европу аналоги высоко востребованного при королевских дворах и у западной знати бесценного китайского фарфора. Османы, вплоть до появления собственных европейских фарфоровых мануфактур в Вене и Мейсене в XVIII веке, продавали европейцам свое ноу-хау – высокопрочный и необычайно красивый турецкий фриттовый фарфор (смесь стекла, глины и солей). Он расписывался арабесками и китайскими элементами, постепенно приобретая все более ярко выраженный национальный колорит, новую насыщенную цветовую палитру, изящество проработки узора и невероятную декоративность. Изделия шли не только на экспорт. Изразцы исключительной красоты и тонкости на века остались в архитектуре Стамбула – ими облицованы около 40 мечетей, гробницы, библиотеки, дворцы, в том числе несколько палат жемчужины архитектуры Османов – дворца Топкапы.

Неподражаемы по красоте все три типа изникской керамики:

-сине-белая гамма в японском ключе,

- напоминающий сюжеты книжных миниатюр дамасский стиль,

- с рисунком в стиле Золотого Рога (по названию мыса, где при раскопках нашли образцы) с изящными спиралями и мелкими листьями.

Кроме Изника, керамический промысел развивался умельцами из Чанаккале (их керамика похожа на «милетскую», но включает элементы скульптуры) и диаспорой православных армян в Кютахье. Сегодня керамисты из Кютахье производят до 100 млн. изделий в год и экспортируют их в 47 стран мира.

Потрясающая яркость и сочность красок, филигранность узора, изобилие керамических предметов и разнообразие их форм – от посуды, плитки, статуэток, бижутерии до кувшинов и светильников – отличительные особенности современной турецкой керамики. В ней, как части искусства ислама, отражается представление мусульман о рае - красотой и яркостью она олицетворяет «обещание небес». В Турции уверены: когда мастер работает с изделием, его рукой водит Бог. Хоть раз увидев турецкую керамику, понимаешь – так и есть…

Источник

Благодарим специалистов мастерской архитектурной керамики Русская Майолика




Дата публикации: 07/07/2017



Информация распечатана со страницы:   http://e-islam.ru/useful/?id=11769. Дата печати: 19.04.2024 10:56:12